ППП

Из писем детей богу

"Я бы хотела, чтоб мой день рождения был не раз в году, а пять. Не из-за подарков. Просто больше раз я бы видела папу.
Нина, 2 кл."

Пустил честную слезу.

Не менее трогательно:
"Найди, пожалуйста, Волка - Анатолия Папанова, Винни-Пуха - Евгения Леонова и Кота Леопольда - Андрея Миронова и скажи им, что мы их любим.
Ося, 4 кл."

И спустя несколько минут читаю:
"Я написал стихи. Они стыдные. Я их никому не показывал, но Тебе, Боженька, я покажу. Вот они.
Взрослые плачут слезами.
Взрослые плачут глазами.
Маленькие плачут сердцем,
Маленькие плачут жизнью.
Но если взрослый плачет, как маленький,
Значит, он и правда плачет.
Марик, 4 кл."

"Был на кладбище, и меня потряс один памятник. Черный большой камень, на нем высечено одно слово: "Мама". И всё.
Ваня, 4 кл."

"Я никогда не смогу забыть папины глаза, как он смотрел, когда мама, схватив меня за руку, уходила от него навсегда.
Господи, скажи - сколько весит слеза?
Андрей, 4 кл."
  • Музыка сфер: Pole Folder - Babylon Days
"Моими героями стали школьники от шести до десяти лет. Именно они еще пропускают жизнь через сердечки, и оттого непритворны и честны. "О чем бы ты хотел спросить у Бога?", "Что бы ты хотел попросить у Бога?" и "Что бы ты хотел рассказать Богу?" - с такими вопросами я обратился к детям. Результат превзошел все ожидания. Я получил более трех тысяч ответов. Веселые, печальные, озадаченные, отчаянные, но живые, живые. Дети знали, что обращаются не к мамам, папам или любимым учителям, а к кому-то самому главному, всесильному и все понимающему. Поэтому их ответы столь обжигающе искренни и пронзительно доверчивы. В них проступают будущие поэты, художники, гуманисты. Но ребята могут никогда ими не стать. Мы, взрослые, сделаем их себе подобными. Подобными тем, кто живет в сегодняшнем безумном мире с пресыщенной незначительной прослойкой и крайней нищетой большинства, с полным отсутствием нравственности, когда брат грабит брата, друг разоряет друга, а в среде так называемых общих интересов властвуют волчьи законы".
Михаил Дымов
Именно поэтому я так внимательно и всегда серьёзно выслушиваю своего малыша, хоть он и не достиг пока ещё такого возраста, чтобы размышлять о том, что бы он спросил у Бога.
Дети чисты, открыты, искренни, непосредственны и естественны. Нет на них ещё этой печати социума, где отхватит кусок тот, кто сильнее. Подольше бы это задерживалось в наших детях. А уж чтобы было всегда так - это невозможно, все дети неминуемо превратятся во взрослых...
Мне кажется, если это и дети писали, то всё, кроме 4-го (про памятник), - внушили родители. Точнее: это не слова родителей, а выводы из слов родителей.

Дети не обращают внимание на взгляды взрослых и на имена актёров, которые озвучивали любимые мультики: это они воспринимают сказанное родителями.
в то, что написали дети - верю безусловно. Мне только кажется неправильной такая взрослая традиция находить "откровения" в детских высказываниях и умиляццо им. По-моему, такое отношение к этим фразам может означать только одно: что человек напрочь забыл своё детство. Что он тоже говорил какие-то такие фразы. И как отвратительно приторно умилялись им его собственные родители.
Вот я помню, как неприятно было мне и моим друзьям, когда наши перлы изумлённо зачитывала наша литераторша. Она тоже считала это тонким, честным, удивительным и пр. А мы всего лишь не умели красиво по-взрослому формулировать свои мысли и использовать обобщения. И всё. И ничего в этом особенного не было. И нет.
а, и ещё отдельно. Целиком соглашусь с нижерасположенным мнением о странности высказывания про памятник с надписью "мама". Точнее так: вот эта конкретная цитата кажется мне отнюдь не детской, а наоборот - слишком взрослой. Но я это объясню не тем, что она фальшивая, а тем, что её писал уже взрослый ребёнок. 4 класс - это ведь 10-11 лет? Это много.
То есть может быть, конечно, что дети бывают разные. Но я, как и discriminant, в детстве воспринимала смерть (а) спокойно и (б) материально. Чем, кстати, безмерно злила взрослых, обвинявших меня в бессердечии. Но ребёнка действительно искренне интересует вопрос, сидя или лёжа умерла бабушка, а отнюдь не то, что она никогда не вернётся...
Первое и второе задели за живое (хотя насчёт дней рождения - действительно инспирировано родителями). Остальные три напоминают розовые картинки вконтакте, на которых любят отмечать всех всякие блондинки. Автор последнего текста по стилистике - явно девушка 17 лет. Не понял собственно вопроса: ответ "в среднем 0.5 г" парня бы удовлетворил?

Ну и про памятник маме. Примерно в этом же возрасте приходилось регулярно бывать на кладбище и т. п. - так вот, моя неокрепшая детская психика тогда воспринимала смерть, памятники и прочие невесёлые вещи исключительно как материальные и понятные объекты, то есть я прыгал по дорожкам кладбища, с интересом изучал даты, строил предположения о том, кто были эти люди: "Мама! Смотри, тут на могиле нарисована автодорога и Волга старой модели! Наверно, он погиб в аварии, да, мам?". Но никакого отвлеченного трагизма при осознании смерти не чувствовалось. Ну да, мы все умрём когда-то. Всех нас вот так же похоронят. Это грустно, но не более того. То есть трагедию человека, поставившего такой памятник, я бы не понял и пожал плечами - или показал бы маме с вопросом: "Мам, а что за памятник странный такой?". И у меня, почему-то складывается впечатление, что пока дети еще пропускают жизнь через сердечки, и оттого непритворны и честны, им не свойственно сакрализовать смерть, и только когда мы, взрослые, сделаем их себе подобными, они начнут так же искренне верить, что минута молчания и опущенные глаза - лучшее выражение скорби, а скорбь - лучшая реакция на смерть.

По крайней мере, тогда я тоже знал, что взрослые реагируют на окружающее по-другому, но не знал, почему. Поэтому меня - таки потряс - памятник с датами "1982-1984", из соображений примерно: "Не знаю, зачем они так плачут, но его мама наверняка так плакала... Жалко её".
Вопрос "сколько весит слеза" как раз в стиле твоих детских помыслов, не находишь?

Не понял, как соотносится письмо про слово "Мама" со сказанным тобою про скорбь и сакрализацию смерти.

Не все дети должны и обязаны реагировать так, как ты, не находишь?
Или, по-твоему, ребёнок - это по большей части стандартный набор реакций и размышлений, и отклонения не приветствуются, а зачастую говорят о вмешательствах извне?
Ты имеешь в виду, что под "сколько весит слеза" понимается именно буквально это, в граммах? Тогда зачем об этом спрашивать у Бога, есть родители, Википедия и химические весы...

Просто - могила, подписанная словом "Мама" могла впечатлить только человека, принимающего смерть как трагедию, а я на личном опыте утверждаю, что принятие смерти как трагедии приносится извне в более позднем возрасте.

Нахожу. Но за неимением данных сужу о других по себе (т. к. не вижу, чтобы моё поведение в этом вопросе можно было бы назвать девиантным - скажем, в вопросе о развитии музыкального слуха или умения прыгать через скакалку по себе я о других судить не буду). Если ты мне расскажешь, как относился к смерти в 3-м классе, будет очень интересно.

Насчёт "отклонения судят о вмешательствах извне" такая петрушка: отклонения от среднего приблизительно равномерно распределены по всем направлениям, иначе оно не среднее. Поэтому, если мы в выборке из 5 детей наблюдаем 4 ребёнка, отклоняющихся в суждениях в сторону 17-летней готик-девушки, то можно судить о вмешательстве извне. И совершенно неважно, происходило оно путём воспитания этих детей в таком духе, путём написания писем взрослыми (о чём косвенно свидетельствует стилистика) или путём ангажированного выбора этих 5 писем из сотни других. Результат все равно один: то, что преподносится, как результат того, что дети пропускают жизнь через сердечки имеет мало общего с тем, что говорят эти самые дети на самом деле.