имя им — Артемон (another_ak) wrote,
имя им — Артемон
another_ak

  • Music:

Нарезка 11.01.2010

Давеча вышел из дому куда глаза глядят.
Пока брёл по мосту, захотелось съездить в Кострому, ведь по сути центр области, в которой я провёл первые годы жизни, знаю очень средне. И да, я очень люблю путешествовать поездом.
Подумалось: когда нас посещает муза дальних странствий, рождается охота к перемене мест.
На "Соколе" троллейбусом до Белорусского, бай метро до "Тверской", и тут ногам захотелось в Ленинку.
В отделе электронного каталога сначала посмотрел, что есть из Бориса Брайнина, затем - Бонч-Осмоловской, на аббревиатуру "УЛИПО" поиск не выдал ничего, и в итоге я заказал "Сто тысяч миллиардов стихотворений" Раймона Кено.
Поскольку приближался вечер, заказы шли на вторник. Из элетронного каталога перешёл в зал периодики.
Первое, что увидел, был журнал "Искусство кино". В стопке за 2009 год нашёл последний номер (10), вытащил, заглянул внутрь - единственной заинтересовавшей статьёй оказалось интервью Джима Джармуша.

"Джим Джармуш: Раньше путешествие было в большей степени приключением: люди иначе относились к самому процессу перемещения из одной точки в другую. Сейчас оно превратилось в довольно безрадостную процедуру, большую часть времени занимает бесконечно тянущееся ожидание. Современные путешествия, особенно авиаперелёты, - сплошное разочарование. Они словно поездка на стандартном рейсовом автобусе "Грейхаунд", только по воздуху. Помню интересное наблюдение, которое я сделал, впервые отправляясь в Европу: люди в аэропорту были нарядно одеты, они специально готовились к путешествию. Так было даже в 70-е годы. Путешествие было чем-то важным, особенным событием. А теперь это привычный и зачастую утомительный процесс перемещения из одного места в другое. Само понятие "путешествие", как некий акт, самостоятельное явление, сейчас нивелируется, воспоминания о перемещении в пространстве мгновенно стираются из памяти. Не знаю, то же ли чувствует человек, путешествующий на машине, - всё же этот способ пока ещё позволяет выбирать собственные маршруты. Я сам стараюсь по возможности перемещаться на автомобиле. Только так можно по-настоящему заблудиться".

В этих словах режиссёра я не только уловил связь со своими мыслями на мосту, но и вспомнил, что в моём детском сознании слова "путешествие" и "приключение" шли рука об руку. Одно обязательно сопутствует другому. Кроме того, они оба из одиннадцати букв, начинаются на "п" и кончаются на "ие".

Самое интересное Джармуш говорит дальше (привожу отрывок из интервью, который советую прочитать до конца):
"Джим Джармуш: Большое значение для меня имеют дневники и заметки Берроуза, он вечно всё записывал. У него хранилась целая кипа записных книжек и блокнотов, в которые он вклеивал вырезки из газет и журналов и записывал свои идеи, наблюдения. Он постоянно сопоставлял случайные, казалось бы, не имеющие ничего общего вещи. В двух совершенно разных статьях, размещёных на одной странице, он находил некие метки и знаки, которые необъяснимым образом, словно следуя какой-то схеме, связывали эти статьи одну с другой.
Эрик Морзе: Вы имеете в виду его эксперименты с "методом нарезок", который он использовал для своих романов в начале 60-х?
Джим Джармуш: Да, и эти записные книжки были как раз сборниками фрагментов, фотографий и вырезок из разных источников. Признаю, что философия, лежащая в основе "метода нарезок", была важна для меня при создании "Предела контроля", она во многом определяет структуру фильма. Идея в том, что иногда находишь какие-то вещи, которые оказываются связанными между собой совершенно случайно, в силу сложившихся обстоятельств, путём необъяснимых соприкосновений.
Берроуз также часто обращался к "И цзин" ("Книге перемен"), в которой из случайных сочетаний символов рождаются упорядоченность, смысл.
Может, вы знаете и о том, что Брайан Ино создал нечто в том же духе - великолепную систему карточек "Обходные стратегии", которая по структуре очень напоминает "И цзин"?
Эрик Морзе: Да, я слышал об этих карточках. Знаю также, что они сильно влияют на его творчество.
Джим Джармуш: Недавно я вытащил из этой пачки карточку, на которой было записано что-то вроде "Присматривайся к мельчайшим деталям и преувеличивай их". Мне вообще очень интересен этот нестандартный подход. Французские поэты из объединения "УЛИПО", в частности, Раймон Кено, развивали идею создания стихотворений по системе, похожей на "метод нарезок". У Кено есть замечательная книга "Сто тысяч миллиардов стихотворений". Она составлена из множества маленьких фрагментов и строк, из которых читатель и вправду может в итоге создать миллиарды стихотворений. Все эти приёмы были очень важны для меня при создании структуры фильма. Сначала у меня была двадцатипятистраничная история, но я не хотел писать сценарий в традиционной форме. Мы взяли историю за основу и начали пристраивать к ней разные элементы, по ходу работы находили случайные параллели, позволяли неожиданным идеям проникать в ткань фильма. И вот мы снова возвращаемся к Берроузу и его "методу нарезок".
Я действительно очень люблю произвольно соединять элементы и находить связь в, казалось бы, совершенно несопоставимых вещах".

Всё было в точности так и в том корядке, как написано в посте. Ни капли подгона.
Tags: bookвица, смотрины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments