ППП

Нет слов

"...Кумач был тогда уже довольно известным поэтом-сатириком. Он начал печататься еще в красноармейских газетах времен гражданской войны, а потом и в московских — «Гудке», «Бедноте», «Рабочей газете». На страницах «Крокодила» из номера в номер появлялись его сатирические стихи, пародии, подписи к рисункам.

Я протянул ему свою карикатуру, которую считал вполне удачной, как по замыслу, так и по выполнению. Поэтому я был неприятно удивлен, когда Кумач отнесся к моему произведению довольно кисло.

— Понимаете, какое дело, — сказал он, деликатно подбирая слова, явно не желая задеть самолюбие молодого художника, — все это, может быть, здорово сделано, выразительно и все прочее… Но… Как бы вам сказать… Не по душе мне такой рисунок. Уж очень он, понимаете, вырисован, вылизан… Возьмите хотя бы эту вещь. — Кумач взял в руки лежавший на столе рисунок. — Пусть это небрежно, незаконченно, размашисто… Но зато какая-то, черт его знает, легкость чувствуется, какое-то искусство. А у вас уж очень, извините, сухо, вымученно.

Я слушал Кумача недоверчиво. Мне казалось маловероятным, что ему всерьез нравятся такие вот нарочито небрежные, разболтанные, сделанные под детский рисунок карикатуры. Они были бесспорно талантливы, живописны. Но что общего, думал я, между этаким лихим, эффектно незаконченным «левым» рисунком и политической карикатурой, где все должно быть ясно, понятно, целенаправленно.

Вместе с тем я понимал, что Кумач совершенно искренен в своих художественных взглядах и в чем-то, безусловно, прав. Я стал чаще задумываться над своей изобразительной манерой, в ту пору еще не совсем устоявшейся, но складывавшейся, как и у многих других карикатуристов, под сильным влиянием немецкого мастера сатиры Олафа Гульбрансона, для стиля которого была характерна чистая четкая линия, абсолютно законченный «стерильный» контур.

Мне к тому же нравилось акцентировать основные фигуры рисунка, дополнительно обводя их утолщенной, как проволока, линией. Мне казалось, что это придает изображению особую рельефность, и я не замечал, что рисунок получается при этом сухой, жесткий, скованный.

— Чувствуется, понимаешь, в рисунке пот, — заметил мне как-то по этому поводу Кольцов.

И я увидел, что это совпадает с отзывом Кумача. Мне это запомнилось."

Борис Ефимов